Больше о внутреннем критике можно узнать вот, например, из этого текста Натальи Стилсон: «Внутренний критик».
Помимо того, что я, как и любой человек, сталкиваюсь с ним на каждом шагу в реальной жизни, я еще сталкиваюсь с ним на тренингах. Второе происходит более осознанно.
Я хочу написать о трансформации МОЕГО ЛИЧНОГО внутреннего критика.
Первый раз я встретилась с ним в полый рост на учебной программе по танцевальной терапии у Саши Гиршона. И я помню, как много энергии было у меня в этой фигуре тогда. Мой внутренний критик прыгал до потолка и на лету рубил всё живое воображаемым мечом с криками: «Не живи! Умри!». Это было очень сильно даже для меня! Я не предполагала, что могу так высоко прыгать и чувствовать в себе столько сил! Когда я потом в спокойном состоянии пыталась повторить это, у меня ничего не получалось. Тогда я осознала всю мощь, которая заключена во мне. И главное, что эта мощь была направлена на то, чтобы помешать мне жить. На то, чтобы остановить меня и не позволить делать то, что я действительно хочу. И это была часть меня самой. И это при том, что я не самый запрещающий себе жить человек :) Удивительно!
Вот фото, сделанное в тот день.
Меня и мою коллегу Светлану это так впечатлило, что мы решили сделать целый тренинг для работы с внутренним критиком и с внутренней поддерживающей фигурой. И вместе с участниками я снова проживала это, и с каждым разом в движениях моего критика было меньше энергии, но он нашел другие методы воздействия. Он начал стыдить. Это вроде бы не прямая агрессия, но все-таки очень сильная. Настолько сильная, что спина скрючивалась и мне хотелось провалиться сквозь землю, когда мой критик говорил мне: «Сты-ы-ы-ыдно-о-о-о! Как тебе не сты-ы-ы-ыдно!» В памяти всплывали все люди, которые стыдили меня, и все ситуации, в которых это происходило. И этот жуткий манипулятор внутри меня тоже обладал огромной силой. И когда я наконец прожила и протанцевала эту фигуру, то в моей жизни стало больше свободы. Я начала позволять себе с каждым разом всё больше и больше и смотрела, обвалится ли небо и сгорю ли я со стыда. И оказалось, что небо не обваливается, а мои «постыдные» поступки вместо критики вызывают у людей одобрение. Это открыло новые горизонты передо мной.
В последний раз, когда я вела тренинг и сама проживала критическую фигуру, которая есть у меня внутри, то я встретилась с новой субличностью. Эта субличность мерзким гнусавым голоском говорила: «Всё хорошо, конечно, но не очень...» И снова мне начали вспоминаться интриги, подковерная борьба, скрытая ядовитая критика и многое другое. Не имея сил явно проявлять себя, рубить и стыдить, мой внутренний критик притих и стал появляться в виде гнусного сплетника, отравляющего всё своим ядом. И эта субличность, конечно, дает делать то, что я задумала, но не дает развернуться. И уж конечно, не дает получить удовлетворение от того, что я делаю, потому что всё хорошо, но не очень...
Эта трансформация произошла с моим внутренним критиком за шесть тренингов в течение двух лет. И я уверена, что эта работа еще не закончена, потому что до приемлемых размеров моему критику еще о-о-о-очень далеко.
К чему я всё это? Да к тому, что с внутренним критиком недостаточно познакомиться, а нужно еще работать в течение какого-то времени, пока он не примет приемлемую форму и размер. Поэтому многие люди приходят к нам на тренинг «Позволь себе танцевать» несколько раз, а также приводят своих друзей и родственников, особенно мам. А однажды к нам пришла мама моей одноклассницы. Это всё равно, что моя мама пришла бы ко мне на тренинг! Это большой прорыв.
Вот фото некоторых (не моих) критиков с последнего тренинга.
Как я сейчас обхожусь с критическим голосом у себя в голове?
Я его слушаю, а потом думаю: а что, если все-таки сделать это? И делаю, а потом смотрю на реакцию окружающих. И оказывается, что она не такая уж страшная. И вообще даже не страшная, а весьма позитивная. И так, закрепив этот результат, я иду дальше и делаю следующий шаг. А потом еще один. Так и расширяются для меня границы дозволенного. То есть я ориентируюсь на реальный результат, а не на свои фантазии.