Психотерапия

ИСКУССТВО МАЛЕНЬКИХ ШАГОВ, ИЛИ О ТОМ, ПОЧЕМУ У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Изменения
На своем жизненном пути я много работаю над разными проектами, организую и провожу семинары, хожу на личную терапию, читаю, воспитываю ребенка и работаю с людьми. Я постоянно ищу то, что мне интересно, и то, что делает мою жизнь осмысленной. Иногда мне кажется, что я ничего не понимаю и все мои усилия напрасны, раз я наступаю на те же грабли и не могу сделать многое, что мне хочется.

А еще ко мне приходят на консультацию люди, которые остаются потом на личную терапию и могут проходить ее в течение нескольких лет. Периодически они всё равно наступают в жизни на одни и те же грабли, жутко расстраиваются и спрашивают: «Почему у меня ничего не получается?» И я поддерживаю их, напоминаю им о том, кем они были и кем стали, говорю об искусстве маленьких шагов. Недавно я нашла простой впечатляющий пример, который показывает, как сложно увидеть изменения в своей жизни, если идешь по большому пути.

Мы с семьей ездили на водопады на острове Панган в Таиланде. Водопад находится на горе, и от подножия ее начинается туристическая тропа рядом с руслом. Мы решили идти по тропе вверх и посмотреть, что из этого получится. Тропа была очень крутая. Приходилось карабкаться по камням и кореньям, пробиваться по полупересохшему руслу водопада, останавливаться и переводить дух. Дочь сначала шла пешком, потом ехала на мне, потом на муже. Где-то через час мы остановились искупаться в природной купальне, образованной водопадом и большими камнями. После этого снова пошли наверх. Мне было жарко и тяжело. Тяжело нести себя и ребенка. Я вообще не люблю ходить вверх, ненавижу лестницы. А идти вверх без лестницы – это самое сложное для меня.

Вокруг возвышался лес, и все камни на тропинке казались одинаковыми. Мы шли и шли вверх. И было всё тяжелее, и каждый шаг был сложнее предыдущего. И было совершенно непонятно, зачем мы поперлись на эту гору. Наверное, это был просто какой-то инстинкт, желание идти вверх. А местами даже не идти, а вообще карабкаться. Иногда мне казалось, что мы заблудились, потому что никаких указателей я не видела. Каждые пять минут я думала, что нужно идти обратно. Потому что восхождение всё сложнее и сложнее, а что там, вверху – совершенно непонятно. И каждый раз, когда хотелось повернуть назад, мы с мужем решали еще немного пройти. А потом еще немного... Ведь идти вниз просто так тоже не хотелось, так как жаль было потраченных усилий.

И вот мы увидели указатель на смотровую площадку и пошли в ее сторону по тропинке... И там я увидела половину острова, море и другие острова поблизости! И только тогда я поняла, как далеко мы забрались! Какую работу проделали. Мы были высоко, далеко, нам было видно много красот. А главное, мы сами взобрались на вершину, свои ногами и за счет своей веры в себя. Да еще и с ребенком на руках.

Обратно мы уже спускались довольные. Дочь заснула по дороге, и муж нес ее медленно и бережно. Нам попадались разные люди, идущие вверх. Они спрашивали у нас, далеко ли идти, и мы с гордостью и знанием дела отвечали, что далеко и сложно, но возможно, потому что мы это сделали. Сделали это вместе. Мы были очень горды собой. Рассматривали встречных незнакомцев и в шутку обсуждали, дойдут ли они до вершины.

Если мораль этой истории еще не ясна, то она про искусство маленьких шагов и про то, что когда идешь по какому-нибудь большому жизненному пути, то не всегда видно, сколько ты уже прошел и сделал, потому что иногда только и делаешь, что встречаешься с трудностями, и они похожи одна на другую. И тогда кажется, что никуда не сдвинулся и всё это не имеет смысла. И понимаешь, насколько ты поднялся, лишь изредка, когда попадаешь в точки, откуда видно весь путь или хотя бы высоту. И тогда сильно впечатляешься и даже не веришь, что ты это сделал сам. И потом, когда встречаешь кого-то, кто еще не имеет опыта, похожего на твой, можешь говорить ему, что путь сложный, но проходимый. И что это стоит того.

Всем клиентам и просто людям на пути, которые приходят ко мне после долгой работы и сетуют о своих трудностях, я буду рассказывать эту историю и напоминать о том, как они изменились за время пути.

За один день сложно сделать что-то большое. Невозможно написать книгу или изменить жизнь. Важно ценить каждый шаг в направлении своей мечты и уметь находить в жизни точки, с которых можно посмотреть на путь целиком и увидеть изменения.